Скрытая угроза или разрешено ли пересекать заснеженную «сплошную»?

В России всего 2 беды: оскорбленные интеллектом люди и дороги. Первые преподносят сюрпризы круглогодично, а вторые только зимой, когда разметку на асфальте не видно из-за сугробов. Автолюбители нередко пересекают сплошную линию, занесенную снегом – нарушают ПДД, получают штрафы и иногда лишаются водительских удостоверений. Вопрос о правомерности данных наказаний зимой стоит особенно остро – попробуем трезво в нем разобраться!

Зимние сюрпризы или как автолюбители попадают в ловушку?

Вдоль городских дорог и пригородных трасс установлены тысячи видеокамер, фиксирующих нарушения ПДД. Цифровая оптика неусыпно наблюдает за автолюбителями, безапелляционно выписывая штрафы за малейшее нарушение. Камеры «следят» за порядком на конкретном участке дороги, реагируя на появление транспортных средств. Занесенная снегом разметка не является оправданием для высокотехнологичных устройств – водитель все равно получит квитанцию за пересечение сплошной, а возможно, и повестку в суд, если нарушил этот запрет не первый раз.

Нередко на дороге остается только одна колея. Автолюбители при встрече аккуратно разъезжаются, после чего снова занимают дорогу. Мало кто из них задумывается о том, что под снегом начерчена одинарная или двойная сплошная линия. Одним колесом разъезжающиеся автомобили все-таки заезжают за роковую черту разметки, а за это нарушение предусмотрен штраф или лишение прав.

Некоторые «гаишники» подходят к данной проблеме формально: нарушение зафиксировано – последствия соответствующие, согласно КоАП. Более «человечные» сотрудники ДПС смотрят на нарушителей сквозь пальцы, понимая специфику сюрпризов от российских дорог зимой. Да и как еще в таких условиях делить проезжую часть? Рассмотрим этот вопрос с точки зрения законодательства!

Имеет ли место нарушение ПДД?

Согласно пункту 9.1 ПДД, количество полос движения на дороге определяется разметкой или соответствующими знаками, а при отсутствии таковых водители разъезжаются самостоятельно, руководствуясь шириной проезжей части и здравым смыслом. То есть, если авто одним колесом нарушит «сплошную», скрытую под снегом, то это не будет нарушением. Но нельзя игнорировать ГОСТ Р 52289-2004, в частности пункт 4.4, согласно которому на участках с нечитаемой разметкой устанавливаются дорожные знаки. При наличии таковых «гаишники» имеют полное право штрафовать автолюбителей за пересечение сплошной линии.

Водителям рекомендуется следить за знаками с предельной внимательностью. В противном случае пересечение «сплошной» повлечет за собой облегчение кошелька на 5000 рублей или лишение прав. Также автолюбителям следует обращать внимание на знаки, предупреждающие о наличии автобусных остановок и «обгон запрещен» – последний часто встречается на пригородных трассах.

Спорные ситуации или как защитить свои права?

Муниципальные службы обрабатывают антигололедными реагентами перекрестки и повороты. Выезжая на один из таких участков, автолюбители часто попадают в неприятные ситуации: внезапно на дороге появляется разметка и доблестный сотрудник ГИБДД с твердым намерением выписать штраф. Иногда водителю удается договориться на месте путем объяснения всех обстоятельств, а, конечно же, не посредством взятки. Но не все сотрудники ГИБДД готовы войти в положение. В этом случае можно попробовать объяснить, что нарушение было необходимой мерой, предотвращающей ДТП.

Несмотря на все приведенные аргументы, инспектор все равно может выписать штраф. Отменить решение представителя власти на дорогах имеет право только суд. Для оспаривания штрафа необходимо заснять на видео место происшествия: участок дороги, экипаж ДПС, собственное авто. Статья подготовлена по материалам интервью с автоэкспертом Игорем Моржаретто.


Возврат к списку