Крестовый поход ГИБДД против автошкол

Реформа 2011 года

 

Реформа – дело не быстрое. Преобразование, начатое в 2011 году, идет до сих пор. С 12 августа 2014 года в силу вступают новые требования, которым должны соответствовать автошколы. Для того чтобы подтвердить соответствие стандартам, автошколе необходимо пройти проверку в ГИБДД. Но владельцы автошкол не спешат подтверждать соответствие в ГИБДД – на 12 декабря проверку прошло около 5 тысяч образовательных учреждений. Оказалось, что только 1 500 автошкол соответствуют новым требованиям.

 

Александр Лыткин, занимающий пост старшего инспектора по особым поручениям ГИБДД РФ, на последнем совещании Общественной палаты подтвердил, что права водителей, обучавшихся в автошколах, которые не прошли проверку, являются незаконными. Представители Госавтоинспекции неоднократно призывали Минобрнауки ускорить борьбу с «серыми» автошколами – министерство имеет право отказать в выдаче лицензии на образовательную деятельность, если учреждение не соответствует стандартам реформы. В настоящее время по всей России нелегально работает более 10 000 автошкол.

 

Минобрнауки установило единые стандарты для автошкол: площадь вождения не менее 0,24 га со светофорами и переходами. В классах, где проводится теоретическая подготовка, должны быть установлены интерактивные доски и мультимедиа-оборудование. Неизвестно, соответствуют ли этим требованиям школы, отказавшиеся пройти проверку, но они по-прежнему продолжают обучение и направляют учеников на экзамен в ГИБДД.

 

Мнение экспертов

 

С одной стороны, официальные представители МВД и ГИБДД, в том числе и Александр Лыткин, утверждают, что многие водители могут лишиться прав. С другой стороны, некоторые эксперты называют крестовый поход Госавтоинспекции самодеятельностью. Михаил Аншаков, возглавляющий Общество прав потребителей, считает инициативу с массовым аннулированием прав безосновательной и не совсем законной.

 

Глава Общества прав потребителей считает, что в данном случае ученики автошкол могут занять позицию простых покупателей. Когда покупатель приходит в магазин и, ничего не подозревая, приобретает контрафактную продукцию, его за это не наказывают. К покупателю не применяются штрафные санкции, на него не заводится ни уголовное, ни административное дело. Кроме того, Аншаков считает, что качество обучения не зависит от уровня оснащения образовательных организаций, ведь знания учеников автошкол проверяет Госавтоинспекция.

 

Стоит отметить, что аннулировать права инспекторы могут только у тех водителей, которые обучались в школах, не прошедших проверку. Если же автошкола вообще не проходила проверку или отказалась от этой процедуры, и при этом учреждение имеет лицензию, то ваши права считаются действительными. Водители, осуществляющие перегон автомобилей в Москве или использующие машину для собственных нужд, могут не волноваться – пока отзыв прав грозит только людям, обучавшимся в автошколе, которая «завалила» проверку. При этом сложно сказать, является ли езда с «незаконными» правами правонарушением.


Возврат к списку